Таким образом, было от чего произойти "землетрясению": ведь до того считалось, что лингвистическая способность - генетически обусловленная черта человеческого интеллекта, его сознания, не только характерная единственно для человека, но и берущая начало исключительно у вида Homo sapiens. Одно из двух: либо язык людей - не то, что понималось раньше, либо им способны овладеть антропоиды...
После успехов с обучением Уошо психологи стали расширять программу: начали работать с детенышами шимпанзе со второго-третьего дня рождения (ведь Уошо немного "запоздала" учиться) и привлекать для этого глухонемых людей, которые уж никак не привнесут посторонние приемы обучения, либо исследователей, бегло владеющих амсленом. Появились другие достижения в выявлении языковых возможностей шимпанзе: Дэвид Примак принялся учить Сару с помощью предметов (Пластиковые жетоны), символизирующих слова, а Дьюэйн Румбо обучил самку Лану разговаривать через посредство компьютера с клавишами, связанного с экраном. Наконец, началась работа с другими видами обезьян.
Выяснилось (Гарднеры), что детеныши Моджа и Пили способны показывать понятные человеку знаки в три месяца от рождения, а в возрасте 6 месяцев запас слов у них соответственно состоял из 15 и 13 знаков. Заметим, что умница Уошо (она и потом не раз подтверждала это определение: умница) отставала тем не менее в обучении от этих малышей: ведь с ней начали работать, когда ей было около года, и к тому же сами учителя тогда еще не вполне владели амсленом - через 6 месяцев учебы она освоила лишь три знака...
Так что же выходит, шимпанзе способен начать разговаривать раньше человека? Ничего бы в этом удивительного не было - вспомним, что он рождается с более "готовым" мозгом. Вот как это объясняют Гарднеры исходя из собственных исследований и данных по изучению языка у детей: "В то время как возраст, в котором шимпанзе впервые показывает знак, кажется ранним по сравнению с возрастом человека, первый раз произносящего слово, он не очень отличается от возраста человека, впервые демонстрирующего знак. Существуют сообщения, что у детей, находящихся в условиях использования языка знаков, первое проявление его имеет место в возрасте между 5-м и 6-м месяцами".
Однако далеко не все специалисты безоговорочно признали говорящих антропоидов. Тоже ничего удивительного. Ведь помимо научных (биологических и лингвистических) потрясений, феномен Уошо вызвал еще и философские, а если говорить о Западе, и мировоззренческие. Американский автор Юджин Линден вполне справедливо замечает: хотя Гарднеры в своих первых отчетах скромно сообщали лишь об ограниченных семантических способностях шимпанзе, критики сразу поняли, что в действительности Уошо "сказала" много больше, чем было в отчете психологов.
"Резкую критику, которую вызвали публикации о поведении Уошо,- пишет Линден,- мы можем расценивать как отражение противостояния западного мировоззрения самому факту существования человекообразных обезьян (вспомним У. Грегори, говорившего о "питекофобии" в 20-х гг.! - Э. Ф.). Уошо создает величайшую со времен Дарвина угрозу для целостности этого мировоззрения. Оно пошло на уступку, когда впервые было обнаружено существование человекообразных обезьян, и примирилось с ним. Но, признавая свое физическое сходство с приматами, мы выпячивали представление об уникальности поведения человека, чтобы сохранить в неприкосновенности идею бездонной пропасти, разделяющей человека и животных. И самой характерной чертой такого поведения считалось использование языка".
Мы с вами, читатель, видели в главе 2, в какой долгой и жестокой борьбе происходило "примирение" мира с антропоидами. Но обратимся к тем критикам, аргументы которых не рассмотрены в книге Линдена, ибо часть их появилась после ее выхода в свет.
Герберт Террас начал в декабре 1973 г. сам проверочную программу с шимпанзе Нимом. Автор высоко оценивает в частных деталях языковое поведение антропоидов, считает не лишенным смысла сравнение способностей шимпанзе и ребенка, говорит о необходимости выяснения в дальнейшем ряда вопросов; однако в целом он полагает, что... это не язык. Во-первых, потому что никакой грамматики он в анализе разговоров Нима не усматривает, а без грамматики, считает критик, нет языка (это положение, замечу, тоже вызвало дискуссию лингвистов). Во-вторых, полагает Террас, на каждом шагу демонстрации языка у обезьян обнаруживается подсказка учителей, т. е. элементы дрессировки или условно-рефлекторной деятельности. Между прочим, ограничение темпов развития языка у шимпанзе Террас объясняет не ограничением развития мозга, а "ненужностью" языка взрослеющему животному, получающему все, что ему необходимо, силой.
Еще более решительны супруги Сибеок, которые предполагают, что язык антропоидов может оказаться не чем иным, как "феноменом Умного Ганса". (В начале века в Германии цирковая лошадь демонстрировала удивительные математические способности - считала, решала задачи и т. д.; при научном анализе выяснилось, что хозяин Ганса вольно и невольно подавал сигналы дрессированному животному, чем и объяснялось поразительное его поведение.) Особенно критично настроен Томас Сибеок, который рецензировал ряд книг о говорящих антропоидах.
Мы не считаем дискуссию оконченной, есть в возражениях и мнения, которые следует проверить.
Сейчас идут тщательные научные проверки по разным тестам, сериям, методикам. Упоминавшаяся С. Шевалье-Школьникофф провела испытания самих опытов с шимпанзе и гориллой Коко (опыты Фрэнсины Паттерсон) по системе Пиаже в двух сериях: сенсорно-двигательное развитие и имитация. В первой серии ни одно животное, включая попугая, собак и дельфинов, не достигает высшей, VI стадии, на которой исключается дрессировка и принимаются решения на основе понимания. На этой стадии проблемы решаются путем умственного представления, здесь уже сами знаки используются "как орудие" выпрашивания тех предметов, которые отсутствуют, да и подлинно появляется сама орудийная деятельность, уловки, шутка, обман для достижения цели. Этой стадии в данной серии достигли лишь капуцин, шимпанзе, горилла и орангутан.
В серии же имитации высшей стадии достигли некоторые виды обезьян, включая низших и высших, и дельфины. Феномен Умного Ганса отвечает лишь II стадии. Дети достигают VI стадии в два года. Шевалье-Школьникофф считает, что язык знаков антропоидов является последовательным развитием все усложняющихся познавательных функций и что подобное развитие имеет место у детей двух-трехлетнего возраста. Оно включает высшие уровни сенсорно-двигательных способностей и их комбинаций.
Контрольные проверки делают Гарднеры, Румбо, Футе и другие (мы этого коснемся ниже). Сами лингвисты дискутируют понятие "язык", оказалось, что здесь тоже далеко не все ясно: как сказал один специалист, "все знают, что такое языки, но никто не знает, что такое язык".
Не будем вдаваться в эту полемику. Для нас сейчас, как справедливо заметил Алан Гарднер, "интересно не то, что лингвисты назвали языком, интересно то, что делают антропоиды".
А "делают" они и впрямь поразительные вещи. Они ведь и сами, как упомянуто, изобретают новые знаки, словно дети. Отличалась этим и Уошо, например, придумала знак понятия "нагрудник"; занималась этим и горилла Коко, которая к пяти с половиной годам имела общий запас 645 знаков, из них активно использовала 345. Она "сочинила" слова: "укусить", "очки", "стетоскоп". В четыре с половиной года она даже стала "разыгрывать" своих учителей. По просьбе Паттерсон Коко однажды знаками показывала глаза, лоб, нос - части лица. На другой день в том же упражнении она показала все наоборот: вместо лба - нос, вместо ушей - подбородок. Раздосадованная учительница, которая хотела продемонстрировать способности антропоида посетителям, в сердцах сделала знак "плохая горилла". Коко поправила Паттерсон тоже знаком "смешная горилла" и рассмеялась.
В четыре же с половиной года она стала настойчиво поправлять других (точно так же, как четырех-пятилетние дети!). Паттерсон как-то ответила (устно!) на вопрос заглянувшей гостьи: "Нет, она не юношеского возраста, она еще подросток". Присутствовавшая при этом Коко тут же поправила: "Нет, горилла". Сооружая себе гнездо и находясь одна в комнате (ее действия фиксировались скрытой телекамерой), Коко понюхала одеяло и сделала знак: "это плохо пахнет". Как подобные факты интерпретировать?
Наиболее убедительным доказательством отсутствия "феномена Умного Ганса" у говорящих обезьян являются беседы владеющих знаками шимпанзе между собой и обучение языку одним антропоидом другого. Поскольку такие достижения интеллекта нечеловека вызывают особую критику, С. Сэведж-Румбо и Д. Румбо из Йоркского центра приматов прибегли к самым изощренным методам контроля при оценке "переговоров" шимпанзе Остина и Шермана: увеличивали расстояние от обезьян до экспериментаторов или блокировали зрительные пути между ними; использовали интервьюера-человека, не знавшего ответа; постоянно меняли методику опытов; установили видеокамеру для снятия фильма о разговорах между шимпанзе. Все подтвердилось: коммуникация символами между человеком и антропоидами, а также последних между собой является реальностью, которую можно продемонстрировать при условиях любого контроля!