Научное изучение интеллекта обезьян началось, представьте, тоже с Ч. Дарвина. Ему принадлежит книга, которая и в наши дни остается классической в своей области - "О выражении ощущений у человека и животных" (1872 г.). В ней, в частности, показано, что мимика обезьян сходна с человеческой. Дарвин считал это следствием сходства мускулатуры лица у приматов. Он же определил, что мимика, выражение эмоций являются, как мы бы сегодня сказали, средством коммуникации. Дарвин заявил и о такой подробности: антропоид способен мимически выражать почти все человеческие эмоции, кроме изумления, удивления и отвращения. Некоторые нынешние авторы склонны подтвердить это мнение, но наша замечательная исследовательница Н. Н. Ладыгина-Коте изобразила в своей классической книге "Дитя шимпанзе и дитя человека" и эти выражения у шимпанзе. (На мой вопрос Л. А. Фирсов ответил мне, что он тоже мог бы зафиксировать эти выражения лица у своих питомцев - шимпанзе.) Дарвин считал, что интеллект человекообразной обезьяны отличается от человеческого только количественно, но не по качеству.
А дальше судьба науки о поведении обезьян сложилась противоречиво. Одни авторы, как правило, сами работавшие с шимпанзе (он более распространен и чаще других оказывался в руках физиологов и психологов), восхищались интеллектом высших обезьян, говорили о необыкновенном сходстве его с человеком, другие отрицали это сходство. С 10-х гг. XX в. шла традиция (по-видимому, от Торндайка) считать, что у всех животных поведение "одинаково животное". Эта традиция дает себя знать до наших дней, правда, во все меньшей степени.
О высоком уровне интеллектуальных способностей антропоидов говорили Р. Иеркс, В. Келлер, Н. Н. Ладыгина-Коте, И. П. Павлов, а в наше время все, кто систематически изучает высших обезьян в природе или в неволе. Противоречивым оказалось в отечественной науке толкование наследия в этой области Ивана Петровича Павлова. Великий физиолог относился отрицательно к некоторым интерпретациям наблюдаемых фактов зарубежными зоопсихологами. Но после того как он сам лично приступил к изучению поведения шимпанзе, И. П. Павлов не один раз говорил о необыкновенно высоком уровне поведения человекообразных обезьян. Ему принадлежат слова о наличии у обезьян, подобно человеку, собственного внутреннего мира, об особом исследовательском интересе у них, приближающем их в этом к человеку, о необыкновенной любознательности шимпанзе и ее генетической связи с любознательностью человека. Это И. П. Павлов поражался тому, "каким манером" человек ухитрился вырыть столь глубокую яму между собой и животными... Наконец, ему, творцу учения об условных рефлексах, принадлежит мнение, высказанное дважды, поразившее его учеников и вызывающее споры в наши дни: "Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это "условным рефлексом" назвать нельзя. Это есть случай образования знания, уловление нормальной связи вещей. Это - другой случай. Тут нужно сказать, что это есть начало образования знания, улавливания постоянной связи между вещами - то, что лежит в основе всей научной деятельности, законов причинности и т. д."
Как бы мы ни толковали это высказывание, оно остается опубликованным (с "парламентской" стенографической точностью), сделано за три месяца до смерти "старейшины физиологов мира" и совершенно недвусмысленно отражает его оценку обезьян.
Иначе и быть не может! Если существует приматологический уровень эволюции, приматологический уровень развития головного мозга, отдельных его образований и их соотношений, а также органов чувств, если, добавим, генетические, молекулярно-бирлогические и иммунно-биохимические признаки имеют еще более высокий приматологический уровень, то нельзя, будучи материалистами, не предположить соответственно строению мозга особый приматологический уровень интеллекта и поведения.
Нередко в печати появляются новости о необыкновенных интеллектуальных способностях дельфинов, собак, крыс и даже песцов и других животных. Способности, конечно, имеются, они, вероятно, еще недостаточно изучены, и мы их будем обнаруживать и впредь у разных представителей животного царства. Но возможности мозга и поведения любых живых существ, исключая человека, несопоставимы с тем, что уже сегодня известно об интеллекте обезьян, особенно высших, столь сходных с человеком по всем биологическим показателям. "В коре мозга собаки,- пишут известные советские исследователи Л. В. Крушинский и Е. Г. Школьник-Яррос (1982 г.),- пирамидные клетки значительно более развиты, чем у кролика и кошки. У приматов преобладает не только количество дендритных ответвлений, но и их протяженность... Следовательно, известное различие в уровне развития элементарной рассудочной деятельности соответствует морфологическим особенностям нейронов слоя V зрительной коры мозга. Такое соответствие можно понять как более точное и тонкое приспособление двигательных реакций к зрительному восприятию у высших млекопитающих".
Московский антрополог М. А. Дерягина суммирует, так сказать, технические особенности манипуляционной деятельности (действий руками) человекообразных обезьян как предпосылку к использованию орудий и к возникновению трудовой деятельности человека. Вот какие особенности она перечисляет: наличие у обезьян руки с высокоразвитой хватательной функцией, независимые действия передних конечностей, изолированные действия пальцев, способность к тонким, дифференцированным операциям, разнообразие приемов фиксации объектов, возможность опосредованных действий с объектом и т. д. Вспомним о необычной связи "глаз - рука" у приматов, о возможностях мозга... Перечисленные особенности недоступны другим животным.
Мы уже отметили в начале главы неврологическое сходство гоминоидов - далеко, далеко не все! Учтем, что только обезьянам свойствен "монофазный" ночной сон с такими же стадиями, как у человека. Одинаковы у них суточный физиологический цикл и в целом циркадные ритмы жизнедеятельности. Еще Ч. Шеррингтон показал, что, если перерезать спинной мозг у антропоида, наступает шок, проявления которого отличаются от того, что наблюдается у всех животных, но они одинаковы с реакциями человека в подобной ситуации. Аналогична картина при удалении участков коры больших полушарий и специально лобной коры. Многие неврологические заболевания человека и шимпанзе и даже других обезьян очень сходны. Сравнительно недавно стало известно, что обезьяна - единственное животное, которое с успехом используется и в психиатрических исследованиях: при изучении модели изоляции, фобии, депрессии, истерии, неврастении, аутизма и других черт шизофрении. Удовлетворительную модель психоза человека можно получить при "социальной" изоляции обезьян.
Советские ученые И. И. Вайнштейн и П. В. Симонов в совместной книге пишут: "На очевидное сходство нейрофизиологических основ эмоций человека и животных указывают поразительные факты снижения уровня норадреналина и серотонина как в мозге людей, покончивших жизнь самоубийством в состоянии депрессии, так и в мозге животных (обезьян), у которых депрессия была вызвана путем зоосоциальной изоляции. Трудно сопоставимы поводы, приводящие к хронической депрессии разочарованного жизнью человека и сепарированную от матери обезьяну, но остается фактом, что этим двум живым существам способно помочь одно и то же лекарственное вещество, эффективность которого обусловлена сходством нейрохимических механизмов депрессии".
Добавим к сказанному, что в настоящее время получены важные результаты, уже используемые в практике, но изучению на низших обезьянах модели депрессии человека. Эта работа начата до второй мировой войны в Висконсинском университете недавно скончавшимся Гарри Харлоу и ныне продолжается его учениками. Разнообразные формы глубокой депрессии у макаков резусов, как правило, развивались в результате разлучения обезьян с объектом привязанности (малыша с матерью, что отражалось тяжело на обоих). Симптоматика депрессии у обезьян во многом параллельна подобным состояниям у детей и взрослых людей: подавленное настроение, расстройство сна, отсутствие аппетита, явное снижение двигательной активности, потеря интереса к играм. Депрессия у обезьян может длиться годами, а главное, уже во взрослом состоянии животное оказывается биологически неполноценным, излечить же его чрезвычайно трудно. Разлучение вызывает не только депрессию, но и другие расстройства, всякий раз связанные с "персональной" историей жизни каждого индивида.
Вызывает также интерес недавно разработанная на макаках лапундерах модель жестокого обращения родителей с детьми. Приведенные сведения получены за последние два десятилетия, а ведь многие годы психиатрия была совершенно лишена экспериментальных моделей, считалось, что нельзя повторить на животных столь специфические болезни единственного социального существа - человека.
Эмоции обезьян (не обязательно высших, но и низших!) не просто сходны с человеческими. Они нередко "по-человечески" и проявляются, иногда без параллелизма между тем, что внешне можно заметить в поведении примата, и тем, что происходит в его вегетативной нервной системе, "внутри": сердце у раздраженного павиана готово выскочить из груди (тахикардия), но он скрывает свое возмущение от других, "спокоен", заторможен, и, наоборот, животное недвусмысленно угрожает противнику, демонстрирует грозные клыки и резко поднимает брови, а изменения в вегетативных функциях отсутствуют (по данным А. А. Фуфачевой и Г. М. Черкович). Попутно заметим, что и артериальное давление, и электрокардиограмма, частота сердцебиений у обезьян такие же, как и у человека.