Приматы.ru - все об обезьянах
Систематика Новости о приматах Содержание в неволе Литература Юмор FAQ Форум

Реклама


 

Последние темы форума

Как приучить обезьянку к туалету?
Про лемуров
Яванская макака
Как приучить макаку НЕ ГРЫЗТЬ всё подряд?
Зайти на форум

 



 

Э.П. Фридман. "Занимательная приматология"

Только впоследствии, когда обезьяна стала дьяволом (примерно с III-IV вв.), она появляется в религиозных текстах христиан, в раввинистической литературе, толкующей и дополняющей положения Библии, а позже и в исламских сочинениях, но уже вполне определенно в "бесовской" роли. Теперь это богопротивное создание причастно к опьянению Ноя, к наказанию людей за высокомерную попытку строить Вавилонскую башню ("люди превратились в обезьян"); фигурирует в любопытном сопоставлении, согласно которому "обезьяна похожа на человека, как человек на бога" (Талмуд), и в проклятии "Будьте обезьянами презренными" (Коран), и в разных враждебных монотеизму ситуациях. Повторяю, по самому тексту Библии обезьяны в этих сюжетах отсутствуют.

О редкости упоминания обезьян в Библии говорится в книге "Очерки из библейской географии" протоиерея Н. А. Елеонского, опубликованной в 1897 г. Удивляясь обожествлению в Египте "столь отвратительного существа", как павиан (!), Елеонский писал: "...В Библии, за исключением истории Соломона, об обезьянах нигде не упоминается; это доказывает, что вообще они не имели доступа в Палестину". Вероятно, пишет Елеонский, "их распространению в Святой Земле противодействовали представители религиозной жизни Израиля, опасаясь, что склонный к идолопоклонству народ и обезьян сделает предметом суеверного почитания, по примеру как египтян, так и жителей Офира".

Вот вам еще одно признание неприязни со стороны древних представителей единобожной религии к обезьянам как к животным, причастным языческому идолопоклонству. Но ведь и сам Елеонский сообщал, что израильтяне были осведомлены о разных видах обезьян, не об одном только священном павиане Египта или о таком же обожествляемом ханумане Индии. Причем эти разные виды обезьян были известны в Палестине и до и после царя Соломона, да и узнавали о них не только через египтян, но и через соседнюю Ассирию, они попадали в Палестину и из Индии, с жаркого побережья Красного моря. И вот что не менее любопытно: целый список животных, символизировавших прежних египетских богов (змея, орел, ибис и т. д.), вполне уживаясь с религиозными принципами составителей Библии, не один раз фигурируют в ее книгах. Так в чем же дело? Почему только обезьяна стала "исчадием ада", проклятым, ненавистным, омерзительным животным?

Думаю, не в одном идолопоклонстве дело. Сходство обезьяны с человеком дискредитировало библейскую версию о божественном творении и "божьем подобии" людей. Мог же в VII в. до н. э. Анаксимандр говорить, что "первоначально человек произошел от животных другого вида", а Гераклит в VI в. до н. э. сопоставлять обезьяну с человеком! Да и христианские теологи, как мы видели, нередко ощущали это сходство и прибегали к ухищрениям для его объяснения.

Между тем свидетельства биологического сходства человека с остальными приматами, несмотря на усердие инквизиторов, накапливались. По времени получение первых подлинно научных сведений в приматологии (XVII в.) практически совпало с началом освобождения науки от теологии. Казалось бы, теперь-то открыт путь к познанию обезьян, как всех других объектов живой природы, и беспрепятственному развитию науки об этих животных. На деле же все было совсем непросто...

В отличие от всех других животных приматы оказались перед лицом еще более сильной, чем раньше, клерикальной оппозиции теперь уже по главному пункту своей "богопротивное" - как претенденты на обоснованное анатомо-физиологическое родство с человеком, а то и на первородство. Конечно, костер инквизиции уже не мог оставаться главной силой убеждения, как прежде, хотя нет-нет да и вспыхивал не только в XVII, но еще и в XVIII в. В Новое время церкви необходимо было опираться на иные средства борьбы с материализмом. И вот, пожалуй, самая отличительная особенность истории изучения приматов: в Новое и Новейшее время, когда формировались современные науки, когда отмечался значительный прогресс в познании природы, приматология развивалась мучительно трудно, с отступлениями и зигзагами не в последнюю очередь в результате влияния церкви.

"Может быть, я должен был бы это сделать согласно науке"

Мне уже приходилось писать о "парадоксах Галена". Великий медик древности (Клавдий Гален жил в 130- 201 гг.) оставил загадки, которые едва ли будут разгаданы до конца. Подумайте: Гален - классик средневековой медицины, можно было; пострадать только за соответствие Галену", некоторые ученые открыто говорили, что лучше ошибаться "вместе с Галеном", быть правым против него... И оказывается, знаменитый Клавдий Гален описал строение человека, исходя из анатомии обезьян и скрыл это! В 1543 г. Везалий установил, что Гален допустил почти 200 ошибок: он не знал о существовании у человека мышцы, противопоставляющей большой палец руки, неправильно описал саму кисть руки, а также сердце, легкие, печень, полую и непарную вены, крестцовую кость, слепую кишку... Эти ошибки - следствие того, что Гален перенес данные из опытов на низших обезьянах, которых многократно вскрывал (чаще других макака магота), на человека. Значит, он был твердо убежден, что обезьяны - копия людей?

Другой "парадокс Галена". В "Анатомических процедурах" он писал: "...Из всех живых существ, больше всего похожа на человека обезьяна по внутренностям, мышцам, артериям, нервам, так же, как и по форме, костей. В силу этого она ходит на двух ногах и употребляет передние конечности как руки". А вот цитата из книги "О назначении частей человеческого тела": "Из всех живых существ один только человек имеет руки, органы, приличествующие главным образом существу разумному". Более того, в этом труде, где Гален подчеркнуто идеалистически трактует явления жизни и на каждом шагу славословит Творца (Демиурга), постоянно противопоставляется анатомия обезьян и человека! Автор даже обращается к "знаменитым софистам", которые остались, замечу, неизвестными истории, к "ловким презирателям природы",, как он говорит, с таким вопросом: "...Как осмеливаетесь говорить, что обезьяна во всем похожа на человека?"

Где же правда? Что в действительности думал о сходстве приматов Гален? Почему ошибался и так противоречил сам себе? Об этом мы можем только догадываться. Кое-что могут прояснить некоторые особенности второй книги. Гален считает человека "единственным божественным созданием" на Земле, твердит о "совершеннейшей благости" Творца - Демиурга, который дарует каждому существу только ему подходящую внешность, и клеймит атеистов: "Если бы я захотел тратить слов для таких скотов... то рассудительные люди бы порицать меня за то, что я нарушаю святость произведения, которое я передаю как религиозный в честь Творца". Как видим, рассудительные люди - враги атеизма, имели немалое влияние на книгу 13. Римский врач еще полемизирует с библейским Моисеем, но уже оставляет "подобно Моисею, начало Прения создателю".

Сейчас непросто объяснить противоречивое мировоззрение Галена, его парадоксы в описании приматов. Последователь родоначальника идеализма Платона - Гален далек от идей развития природы. Не забудем также, он был врачом не только гладиаторов, но и римской знати, и самих императоров. Большой знаток идеологии Галена профессор Б. Д. Петров считает, что античный классик свои материалистические высказывания нередко прикрывал формальными ссылками на Платона, иными словами, лукавил. Не обусловлены ли парадоксы Галена в приматологии крепнувшими к концу II в. единобожными взглядами правителей Рима? Если он не прятался за удобную броню этих взглядов, что можно допустить, то, видимо, искренне заблуждался вследствие религиозности.

Но то, что еще мог позволить себе Клавдий Гален, уже не могли делать средневековые ученые. А если "позволяли", то отправлялись на костер инквизиции, как Сервет и Ванини. Либо их ждала судьба Везалия, также погибшего в результате преследований инквизиции.

Фундаментальный вклад в приматологию внес Карл Линней (1707-1778). И в наши дни его классификация приматов остается в главном верной. Это он впервые, как упомянуто, дав само название "приматы", объединил в еще весьма небезопасное время человека, обезьян и полуобезьян в один отряд, да к тому же присвоил ему термин, использовавшийся в церковной иерархии. Напомню, что род Нолю у Линнея включал наряду с видом человека разумного - Homo sapiens, вид человекообразной обезьяны - Homo troglodites. Вот насколько он считал их сходными! А ведь Линней был верующим человеком и побаивался столкновений с клерикалами. Можно представить себе, каких душевных сил стояла ему верность науке. Создавая "Систему природы" в 1735 г., Линней еще понимал ее в виде "четкой цепи произведений Творца". К концу жизни Линнея роль Творца в системе существенно сократилась. Изменение взглядов Линнея прослеживается на примере развития им классификации приматов. 14 февраля 1747 г. он писал петербургскому натуралисту Иоганну Гмелину: "Не угодно (не нравится) то, чтобы я помещал человека среди антропоморфных; но человек познает самого себя. Давайте оставим слова, для меня все равно, каким бы названием мы ни пользовались; но я домогаюсь (узнать) от тебя и от всего мира родовое отличие между человеком и обезьяной, которое вытекало бы из основ естественной истории. Я самым определенным образом не знаю никакого, если бы кто-либо мне указал хоть единственное! Если бы я назвал человека обезьяной или наоборот, на меня набросились бы... все теологи. Может быть, я должен был бы это сделать согласно науке". Вот ведь какие соображения терзали великого классификатора природы!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

 

 
Ссылка для Вашего блога

 



©2009-2018 Приматы.ru - все об обезьянах
Все права принадлежат порталу Зооклуб. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.


Рейтинг@Mail.ru