Почему обожествлявшееся несколько тысячелетий в древнем Египте животное стало впоследствии на той же земле именоваться "абу-сина" (по-арабски - отец блуда), откуда выводится и русское "обезьяна"?.. Почему книги об обезьянах приходилось выпускать анонимно?.. Почему столь популярный в древнегреческом (и древнеримском) искусстве персонаж обезьяна вдруг исчез из всех сюжетов византийских, раннехристианских художников?.. Зато и в наши дни нет-нет да и появится в газете очередной политический узурпатор в образе чудовищной гориллы, хотя этот славный гоминоид, один из самых близких к нам биологически, весьма спокойного нрава, вегетарианец и ни в каких, конечно, бедах людей не повинен. В странах Латинской Америки властолюбивых генералов до сих пор зовут гориллами...
При изучении истории приматологии немало загадочного всплывает в трудах тех, кто писал об обезьянах в прошлом и недавно. Петербургский диссертант Карла Линнея Христиан Гоппиус в 1760 г. спрашивал с удивлением, как случилось, что человек, столь жаждущий познания, в ту пору не знал высших обезьян и "проявил так мало благоразумия, чтоб изучать Troglodites, который наиболее близок к нему самому". Вероятно, Гоппиус не догадывался, что причиной такого упущения как раз являлось "благоразумие"...
А вот еще пример. В 1773 г. лорд Монбоддо (Джой Беннет) напечатал в своей знаменитой книге письмо европейца, жившего в Африке, где говорится об обитающей там, но науке не известной человекоподобной обезьяне. Письмо и письмо. Никаких последствий оно не имело. Через 150 лет крупнейшие знатоки обезьян Роберт и Ада Йеркс напишут: "Трудно понять, почему это письмо, будучи опубликованным в такой важной книге, как книга лорда Монбоддо, не побудило натуралистов и искателей приключений к решительному изучению большой обезьяны".
А разве не странно, что даже в наши дни даже специалисты (биологи, антропологи), разумеется, по инерции, идущей из прошлого, роняют такие обмолвки: "человек и приматы...", "человек отличается от приматов...", "человек отделился от приматов...". Да не "отличается" человек от "приматов", нельзя его противопоставлять им, потому что он и есть самый настоящий примат, представитель таксономического отряда Приматов! Хотя он, конечно, отличается от других приматов...
И не загадочна ли мысль Ш. Уошберна, упомянутого в предыдущей главе, о том, что, если бы современная идея "молекулярных часов" не затрагивала вопрос о близком родстве человека и африканских антропоидов, она бы была принята "без всяких возражений"?
Корни этих странностей в прошлом.
Популярность и обожествление обезьян у древних народов
Уже упоминалось, что культ обезьяны продержался; в Древнем Египте несколько тысяч лет. Плащеносный павиан, гамадрил (Papio hamadryas) посвящался то богу Солнца Ра, то богу Луны, мудрости и письма Тоту, а то и обоим одновременно. Гамадрил оставался священным во все времена. Он был грозным кумиром в додинастическом Египте (V-IV тыс. до н. э.), почитался в период Древнего царства (III тыс. до н. э.), в годы Среднего царства (XXI-XVII вв. до н. э.}, в Новом царстве (XVI-XI вв. до н. э.) и в поздний период (X-VI вв. до н. э.). На каждый из этих периодов приходятся свои памятники материальной культуры, и среди них непременно изображения обезьян.
Известна алебастровая статуэтка Тота-гамадрила (V-IV тыс. до н. э.), хранившаяся в Берлинском музее. Сохранились другие фигурки павианов, рельефы, надгробные украшения, бытовые изделия. Павиан обожествлялся в первом религиозном центре Египта - Гелиополе, где посвящался богу Ра. Кладбище мумий гамадрила найдено в Фивах, оно относится ко времени Нового царства. Живые небожители, фараоны, обладавшие колоссальной властью, украшали себя павианьими хвостами. После смерти царя хвосты прикреплялись, к его мумии, и перед богом бывший властелин тоже представал земным олицетворением могущественного гамадрила. Двадцать павианов на западной стене гробницы Тутанхамона защищают его душу во время загробного путешествия в грядущее. На надгробье фараона Аменхона III высечено обращение к всемогущему богу Солнца Ра с таким панегириком: "Священные обезьяны (восхваляют твой восход, они же восхваляют тебя, когда ты заходишь на западе". Из знаменитого парижского Папируса явствует, что египетский бог Солнца на десятом часу своего потустороннего шествия принял облик Циноцефала (собакоголовой обезьяны, как и ныне называют павиана).
Бог тот был символом законности, часто изображался величественно восседающим между чашами весов, на которых оценивались души покойников. Тот имел целый список добродетелей и обязанностей, более скромных, правда, чем у грозного бога Солнца, но все же, весьма славных. Он провожал покойников в подземный мир, что делал совместно с анубисом (давшим, кстати, наименование одному из пяти видов современных павианов - Papio anubis). Символизировал мужскую сексуальность, считавшуюся у древних народов исключительным достоинством. Существовало убеждение, что гамадрил рождается "обрезанным", тогда как над будущими жрецами этот обряд, заимствованный позже другими религиями, совершался после рождения. Не лишена была святости и самка, некоторые физиологические процессы которой связывались с фазами Луны (следовательно, она "реагировала" на ночное светило). Тот, далее, был искушен в письменности - считалось, что гамадрил обучал письму, священным иероглифам, всех богов. Тот был ответствен за службы магии и исцеления, которые у древних, как известно, сочетались. Наконец, гамадрил Тот олицетворял саму мудрость и считался богом мудрости.
Как сказано, приматы обожествлялись и другими народами, а во многих местах обитания почитаются и ныне: в Индии, Японии, Перу, Китае, на Мадагаскаре. Местные жители близ города Таматаве на Мадагаскаре принимают воротничкового лемура, или вари, за священное животное. Они верят, что эта полуобезьяна (варикананда на местном языке) поклоняется Солнцу и приносит ему каждое утро молитвы. Когда появляются первые лучи, говорит легенда, варикананда садится, протягивает руки в направлении к Солнцу и надолго остается этом положении, как бы вбирая в себя оживляющую илу дневного светила. Подобная поза действительно, характерна для этих лемуров. Так же любит нежиться и тоже считается священной на Мадагаскаре другая полуобезьяна - индри. Один из основателей русской и советской антропологии Дмитрий Николаевич Анучин (его имя носит ныне Институт и Музей антропологии МГУ) писал в 1874 г." что малайское племя орангбирма считает своими прямыми предками обезьян: в "начале вещей" из горных лесов вышли две большие обезьяны унка-путе, потомки которых спустились на равнину и стали людьми. Похожие версии существуют в Африке, Тибете, Южной Америке. Индийские князья в Парбандере с гордостью выводили свой род от лангура ханумана, ставшего героем бессмертной "Рамаяны".
Таким образом, народы, которые непосредственно соприкасались с обезьянами и полуобезьянами, не только не испытывали неприязни к этим животным, но и освящали их. Культура Древнего Египта оказала колоссальное: воздействие на античный мир, где приматы, как сказано, были также популярны. Д. Н. Анучин со ссылкой на других авторов сообщал об обожествлении павианов в Риме, где они посвящались Меркурию - богу знаний. О причастности павианов к культам греков и римлян говорится в блестящих сатирах "Вольтера классической древности" (по Энгельсу) атеиста Лукиана, который писал, что гамадрил Тот отождествлялся с Гермесом (соответственно в Риме - с Меркурием) - богом скотоводства, торговли, вестником Зевса и... покровителем воров.
Вот какую сцену изобразил Лукиан в "Совете богов". Злоязычный Мом, которого считали доносчиком и не любили на Олимпе, получил все же разрешение Зевса высказаться. Конечно, он употребил эту возможность для обличения собратьев-богов. К стоявшему тут же Гермесу Мом обратился следующим образом: "Но ты, египтянин с песьей мордой (павиан ведь собакоголовый! - Э. Ф.), завернутый в полотно, ты кто таков, любезнейший, и каким образом ты хочешь быть богом - ведь ты же лаешь?.." Зевс в этой щекотливой ситуации хочет избежать скандала: "Да, правда, то, что ты говоришь о египтянах,- позор. Но все же, Мом, многое тут - символы, и не слишком ты смейся, раз не посвящен в мистерии". Кляузник Мом неумолим: "А-а, Зевс, нам нужны, оказывается, священные мистерии, чтобы узнать, что боги - это боги, а павианы - павианы..." Все-таки Мом своего добился: в результате его обвинений было принято постановление, согласно которому всем богам предписывалось заполнить и предъявить, вероятно, одну из первых в истории цивилизаций анкет - "имена отца и матери, сведения, почему и как сделался богом, какой филы и кто товарищи по фратрии".
Есть сведения, что по мере приближения к нашей эре (период Римской империи) обезьяны стали фигурировать в литературе как объекты пародии, смеха, забавы. Появляется притча, что "рыси любимы Аполлоном, как сфинксы (обезьяны) - Дионисом". Намек на употребление вина обезьянами: Дионис - покровитель виноделия.
Итак, мы видим, что обезьяны известны и в ранней религии греков, и в так называемой олимпийской религии (которая сложилась в основном к концу VI в. до н. э.). Ироническое же отношение к обезьяне установлено лишь для сравнительно позднего античного времени, что в известной мере могло быть следствием соперничества антропоморфных богов Греции и, Рима с египетским богом-павианом.
Но в любом случае обезьян хорошо знали в классическом мире. Об этом свидетельствуют сотни дошедших до нас памятников: барельефы, рукоятки, амулеты, печати, кулоны, амфоры, вазы, подносы, живопись и изделия из серебра, терракоты, бронзы с изображениями обезьян. Только в книге В. Мак-Дермотта собрано 605 фотографий таких находок! Запомним, что даже в сюжетах, где проскальзывает ироническое отношение к обезьяне (в позднее античное время), оно никогда не было враждебным.
Знаменитый древнегреческий певец легендарный Орфей постоянно изображался в окружении нескольких животных, в их числе была обезьяна. Последняя иногда пародирует Орфея, но пародия здесь дружеская, представленная языческим художником в виде веселей, шутки. Вскоре, однако, обезьяна исчезнет из всех сюжетов, связанных с Орфеем...