Чтобы играть на бирже или вкладываться в ценные бумаги, ума мартышкам не хватит. Но они вполне способны разобраться в концепции товарообмена и оценивать "товары" и "услуги" в зависимости от спроса и предложения.
Вычесывание - важный физиологический и социальный акт у большинства обезьян. Оно может выступать универсальной "валютой" для обмена внутри стаи.
В большинстве сообществ человекообразных приматов универсальным "товаром" выступает вычесывание. Этот процесс связан и с гигиеной, и с социальными отношениями внутри стаи, и подобную услугу обезьяны запросто "продают" друг другу, обменивая ее на пищу, снисходительность особей, стоящих выше в иерархии, или просто за секс.
Группа французских этнологов во главе с Рональдом Нё (Ronald Noe) внимательно изучила эту систему "товарообмена" на примере зеленых мартышек (Chlorocebus). Больше того, на ее основе ученые искусственно создали в стае обезьян своего рода "рыночные отношения". Для этого в вольер помещали пластиковую коробку с едой и с хитрым замком, открывать который была заранее обучена только одна самка, занимающая не самое высокое положение в стайной иерархии.
Уже вскоре этнологи обратили внимание, что эту самку вычесывали куда чаще и дольше, чем остальных членов сообщества. Зато она вычесывала даже доминирующих особей куда реже и не так тщательно.
На следующем этапе важность этой самки была искусственно снижена: в вольер поместили вторую такую же коробку, доставать пищу из которой могла другая самка. Эффект стал заметен моментально: ценность вычесывания первой самки моментально упала, и вскоре обе они вычесывались другими почти ровно одинаковое время. Мартышки чутко среагировали на изменившуюся "рыночную" обстановку и, соотнеся спрос и предложение, быстро снизили "ценность" бывшей монополистки.
По публикации New Scientist Life
Источник: http://www.popmech.ru/, 02.07.2009