К 120-ЛЕТИЮ зоопсихолога Надежды Ладыгиной-Котс в Государственном Дарвиновском музее открылась необычная выставка рисунков. Авторы этих работ, имеющих неплохие шансы отметиться среди шедевров на какомнибудь престижном аукционе абстрактной живописи или авангарда, - не люди, а: обезьяны.
Памяти Ладыгиной-Котс эта выставка посвящена не случайно. За свои научные труды Надежда Николаевна была удостоена докторской степени и звания "Заслуженный деятель науки России", но гораздо больше она известна как основатель Дарвиновского музея. А одна из первых ее работ в области зоопсихологии была начата еще в 1913 году, когда, приобретя детеныша шимпанзе по кличке Иони, она обратила внимание (одной из первых на земле), что питомцу нравится рисовать. Полтора десятка лет спустя мамаисследователь столь же детально изучила поведение собственного сына Рудольфа, итогом чего стала монография "Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях".
На выставке "Рисунки приматов: истоки творчества или игра природы?" представлено полтора десятка работ обезьян из пяти чешских зоопарков. И это тоже не случайно. В научном мире общепризнано: сейчас дальше всех в изучении специфических вопросов живописи ближайших по генетическому набору родственников человека продвинулась доктор биологических наук, профессор Карлова университета Марина Ванчатова. Наша бывшая соотечественница, Марина Алексеевна давнымдавно вышла замуж за чеха и перебралась к супругу, но именно за границей по-настоящему сделала себе имя как ученый. Сейчас в ее архивах около 4000 рисунков 17 орангутангов, шимпанзе и горилл в возрасте от 1 до 40 лет.
- Мы видим в них не произведения искусства, а результаты потрясающе интересного научного труда, - подчеркивает ученый секретарь музея Юлия Шубина. - Рисунки обезьян не изобразительны, но многие ученые считают их эволюционной предпосылкой искусства. И уж во всяком случае никто из серьезных исследователей не сомневается, что приматам нравится рисовать. Как многократно было замечено, в естественных условиях молодые особи оставляют свои творения на мокром песке, на коре деревьев, причем характерно это лишь для высших - человекообразных - обезьян. Но в дикой природе радость творчества быстро заглушается другими (очевидно, куда более неотложными) делами - добычей пропитания, спасением от хищников, воспитанием потомства:
В зоопарках же, где за хлеб насущный сражаться не нужно, склонность к живописи остается и у взрослых. Но, как и в диких лесах, здесь тоже куда охотнее "марают бумагу" молодежь и самочки. С поправкой на то, что живописное мастерство средней по способностям обезьяны примерно соответствует навыкам 2-3-летнего человеческого ребенка, творчество приматовхудожников также отличается сложной организацией: и у них наблюдается врожденное чувство ритма и композиции, а для многих характерны индивидуальные предпочтения в цветовой гамме и технике живописи.
Тем же, кто считает, что любому по силам намалевать нечто подобное, посоветую пройти на выставке поучительный тест. Из шести сходных на вид рисунков попытаться отобрать три, вышедшие из-под кисти людей. Признаюсь честно: я не избежал ошибки, хотя и единственной.
Выставка открыта до 4 октября
Дмитрий АНОХИН
Источник: http://www.vmdaily.ru/, 27.07.2009