Полигамия не мешает самцам павианов заботиться о потомстве
Детёныши медвежьего павиана имеют больше шансов выжить, если найдут в стае самца-родителя. Хотя самцы павианов спариваются со многими самками, они могут предоставить защиту своим детёнышам и научить их искать пищу.
Родительская забота, как известно, повышает детёнышу шансы выжить. Однако для этого нужно точно знать, кто твои родители, а родители должны точно знать, кто их детёныши. В промискуитетных группах, где самка может спариваться со многими самцами, а самец - со многими самками, эта задача невыполнима: потомство будет расти с матерью и группой вероятных отцов, которым, скорее всего, и дела-то до малышей нет.
И тем не менее даже у таких видов отцовская забота играет довольно заметную роль. Исследователи из Кембриджа (Великобритания) обнаружили, что самцы медвежьих павианов стараются помочь своим детям, хотя моногамностью эти приматы не отличаются. Зоологи наблюдали за павианами, живущими на воле, предварительно пометив животных, чтобы их можно было различать, и взяв у каждого образец ткани для ДНК-анализа. Наблюдения показали, что маленькие павианы склонны проводить больше времени со своими отцами, нежели с чужими обезьянами. При этом детёныши лучше ориентируются при поиске пищи, когда занимаются этим вместе с родителем. Например, если рядом с маленьким павианом был его отец, детёныш быстрее выбирал правильное дерево, на котором можно было найти пропитание.
Как пишут исследователи в статье, опубликованной в Behavioural Ecology, детёныши искали общества отца чаще тогда, когда матери не было рядом или когда рядом появлялась чужая обезьяна (следует сказать, что 30% детёнышей в стаях медвежьих павианов гибнет из-за взрослых самцов). При этом инициатива исходила именно от малышей, то есть отец контакта с собственным потомством не искал. Однако, по-видимому, самец-родитель обеспечивал детёнышу защиту от нападения и передавал какие-то навыки выживания в этом мире. При этом, поскольку самец приходился отцом многим детёнышам, нередко можно было наблюдать картину, когда за одним павианом следовал буквально целый детский сад. И всё-таки нужно ещё раз заметить, что самец довольно равнодушно относился к появлению рядом своего потомства: он, по-видимому, мог защитить своих детей от нападения, но особого внимания укреплению родственных связей не уделял.
Очевидно, что даже у полигамно-промискуитетных видов самцы стараются обеспечить продвижение своих генов, не только оплодотворяя как можно больше самок, но и проявляя некую заботу о потомстве. Исследователи полагают, что таким образом самец может ещё и демонстрировать самке свою привлекательность, как это делают павианы анубисы (правда, заботятся анубисы в первую очередь о детёнышах той самки, которую хотят соблазнить, и не обращают внимания на то, их ли это потомство).