Обезьяны Старого Света обладают лучшими навыками счета, чем было принято думать. Как выяснили ученые, они могут считать лучше, когда не видят еду.
Основной эксперимент по выявлению способности к счету у макак выглядел так: перед обезьяной ставятся две миски, содержащие разное количество изюминок в них. Миски предъявлялись за прозрачной преградой и обезьяна указывала на одну из них, после чего получала находящейся в ней изюм. Очевидно, что в интересах макак было выбирать ту тарелку, где изюма больше. Однако результаты оказались контринтуитивны: макаки справлялись с задачей, только если им не позволяли съедать изюм, который они видели на миске, в противном случае они часто выбирали миску, содержащую меньшее количество лакомства. Как сообщают ученые из немецкого приматологического центра в своей статье, опубликованной в Nature Communications, эти животные действительно обладают понятиями "больше" и "меньше", но только когда речь не идет о ежеминутной выгоде.
Как говорит Ванесса Шмитт (Vanessa Schmitt), возглавлявшая исследование, так происходило из-за того, что животные думали скорее не о количестве изюма в миске, а о том, как же они хотят его съесть. "Но когда мы повторили тест, используя вместо изюма несъедобные мелкие камешки - обезьяны начали справляться с задачей заметно лучше", - говорит она.
Также они успешно справились с третьим вариантом задачи: на мисках они по-прежнему видели разное количество изюма, но в качестве награды получали не тот изюм, который они видели, а другой, спрятанный под тарелкой и по количеству равный изюму на тарелке. С такой задачей они справились на уровне варианта с камушками.
Как считают исследователи, мешающим фактором является импульсивность, возникающая когда животное видит потенциальную награду. Похожее явление наблюдается и у совсем маленьких детей. Сравнивать количества они вполне способны, а вот победить импульсивность логикой - не получается. Если давать ребенку на выбор две горсти конфет и выбранную им горсть отдавать другому ребенку, а ему - оставшуюся, то дети все равно будут показывать на большую горсть, даже несмотря на то, что они ее не получат.
Ученые полагают, что поскольку в экспериментах с животными, как правило, им приходится сравнивать именно разные количества вкусной еды, то в неудачах может быть повинна их излишняя импульсивность, а не отсутствие математических способностей. Для точной оценки этого навыка нужно использовать более сложные схемы эксперимента.