Социальная среда оказывает очень сильное влияние на процесс обучения обезьян и их поведение
Что на самом деле можно выяснить с помощью тестов на познавательные способности — уровень интеллекта или поведение в данный момент?
Ученые, изучающие поведение обезьян, выяснили, что обезьяны, занимающее в группе подчиненное положение, показывали очень низкие результаты в простейших тестах на познавательные способности, когда их тестировали в присутствии их сородичей, стоящих выше на иерархической лестнице. Однако если их тестировали отдельно, животные показывали такие же результаты, как и их доминирующие товарищи.
Когда тест проводился сразу на всей группе обезьян, доминирующие особи демонстрировали все свои способности и умения, а подчиненные животные не показывали вообще никакой реакции. Несмотря на то, что обезьяны более высокого ранга не проявляли никакой агрессии по отношению к другим обезьянам, подчиненная группа даже не пыталась выполнить задания. Это предполагает, что «тупые» обезьяны сознательно ведут себя таким образом, чтобы не провоцировать конфликт в группе.
Эти исследования имеют значение и при исследовании поведения людей. «Мы часто думаем, что изучаем познавательные способности, на самом деле мы изучаем поведение — и на него очень сильно влияет наше социальное окружение. Например, спортсмены показывают лучшие результаты на своем родном стадионе. Школьники не хотят вызываться отвечать из страха, что их будут обзывать «ботаниками». Подчиненный не поправляет босса в присутствии других сотрудников. У людей, как и у обезьян, важнее находиться в определенном социальном слое, чем показывать, какой ты на самом деле умный», - говорит доктор Уоллен, ученый исследовательского центра приматов им. Йеркса, расположенного в Атланте, штат Джорджия.