Изучая зеленых мартышек в Южной Африке, ученые обнаружили что обезьяны лучше обучались навыкам, в тех случаях, когда их демонстрировали самки.
Ученые сравнили обучаемость простому навыку открытия коробки. В одном случае навык демонстрировался доминантным самцом, а во втором самкой обезьяны.
Свои выводы они описали в статье в ведущем журнале, посвященном исследованиям в области биологии Proceedings of the Royal Society.
Биолог Эрика ван де Ваал (Erica van de Waal), из университета Невшателя (University of Neuchatel) в Швейцарии, и ее команда, изучили шесть соседних групп диких зеленых мартышек в южно-африканском заповеднике Loskop Dam Nature.
Они дали обезьянам коробки с фруктами, в каждой коробке две дверки были выделены цветом.
Ученые заблокировали одну из дверок, чтобы остался только один способ решить пазл по открытию коробки и получению фруктов.
Для трех групп, доминантный самец был выбран в качестве "модели" для демонстрации правильной последовательности действий, а для других трех групп "моделью" была выбрана доминантная самка.
"Доминантные самка и самец учились открывать коробку методом проб и ошибок", - пояснила Эрика ван де Ваал, - "Когда они научились открывать дверцы коробки, мы давали им возможность произвести 25 демонстраций".
После "демонстрационной фазы", вероятность того что другие обезьяны научатся открывать коробку была намного больше в том случае, если демонстрацию производила самка.
"Мы обнаружили что наблюдатели уделяли значительно больше внимания самке чем самцу", - сказала ван де Ваал, - "Похоже это единственный фактор, влияющий на их социальное обучение".
Наблюдение за доминантными самками и обучение у них, может быть более целесообразным для обезьян. Самки обычно всегда остаются с группой в которой они родились, тогда как самцы зачастую уходят в другие группы в поисках самок.
"Самки являются основой группы и их социальный статус выше чем у самцов, они лучше осведомлены об источниках пищи в их ареале обитания", - пояснила ван де Ваал.
Она сообщила, что эти результаты дали ученым ценные данные о "эволюции традиций и культуры у видов живущих в стабильных группах, включая людей".
"По нашим сведениям, это первые экспериментальные свидетельства о социальном обучении приматов, полученные в полевых условиях. Эксперименты по социальному обучению проводили в основном в лабораторных условиях, пришло время узнать совпадут-ли результаты лабораторных и полевых исследований". - заявила ван де Ваал.